Что такое анализ рынка по методу “Пять сил Портера”? – StartupS

Blog

sschool

Сен 21, 2020

Что такое анализ рынка по методу “Пять сил Портера”?

Для владельцев стартапов важно произвести оценку перспективы развития бизнеса (через 5,10 лет и более), оценить возможные риски в перспективе развития проекта. 

Для решения поставленной задачи может быть использован метод  оценки рисков под названием “5 сил Портера” (Майкл Портер, 1979), заключающийся в оценке возможных неблагоприятных событий, которые могут так или иначе оказать влияние на бизнес в будущем. Главная цель модели – дать бизнесу аналитический инструмент для адаптации к условиям высокой конкуренции.

Плюсы анализа по методу 5 сил Портера:

  • Оценка рисков. С помощью методики вы определите, какие факторы могут угрожать развитию бизнеса в будущем;
  • Оценка бизнес-процессов. Проанализировав внутреннюю кухню предприятия, вы узнаете, что способствует развитию, а что, наоборот, тянет вниз.
  • Принятие грамотных решений. Сопоставление возможных внешних угроз и слабых мест в компании позволит вам разработать грамотную стратегию будущего развития.

Анализ проводится в разрезе 5-ти факторов, или так называемых сил. Силы – это внешние элементы, влияющие на развитие бизнеса. В большей степени модель применима к малому бизнесу и стартапам, так как крупные бренды гораздо больше устойчивы к воздействиям внешних факторов.

5 сил Портера, влияющих (оказывающих давление) на развитие бизнеса:

  • Покупатели (потребители);
  • Поставщики (если их нет, просто не учитываются);
  • Действующие конкуренты;
  • Новые конкуренты;
  • Товары (услуги)-заменители.

Покупатели.

Это потребители вашего товара (услуги), оказывающие непосредственное влияние на прибыль компании. Потребители формируют соперничество между производителями, предъявляя определенные требования к качеству товара (услуги), уровню обслуживания, ценообразованию. 

Поставщики.

Эта категория владеет ресурсами, необходимыми для производства товара (предоставления услуги). Они определяют конкуренцию через стоимость сырья (ресурсов и т.п.). Невыгодные условия закупки увеличивают себестоимость продукции, из-за чего растут издержки производства. Поставщики влияют на прибыль организации в случаях, когда ограничены объемы ресурсов и количество самих поставщиков.

Действующие конкуренты.

Факторы, влияющие на интенсивность конкуренции между уже существующими компаниями, которые работают в отрасли:

  • она усиливается с ростом числа конкурентов и выравнивания их размеров и возможностей;
  • она становится более интенсивной, если конкуренты вынуждены снижать цены или уменьшать себестоимость продукции;
  • она становится сильнее, если один или несколько конкурентов не удовлетворены своей рыночной позицией и предпринимают меры по ее улучшению за счет других участников рынка;

Новые конкуренты.

Изучение потенциальных конкурентов дает понимание того, что же будет с нишей и вами в том конкретном случае, если они появятся. Хватит ли всем прибыли, хватит ли спроса. Важно понимать, когда нужно перестроиться или ввести инновации.

И вот тут то и выходит на первый план наличие у стартапа Unfair Advantage согласно Lean Canvas. Что у вас изначально есть такого, что будет давать устойчивую фору в конкурентной гонке в будущем?

Товары/услуги заменители.

У людей, как и у компаний, ограниченный бюджет денег и времени. И то и другое люди и компании как-то уже распределили. Чем они должны перестать пользоваться, чтобы переключиться на вас?

Одну и ту же проблему можно решить разными путями, причем из совершенно разных отраслей. К примеру, хороший карантинный вечерний отдых нам может обеспечить просмотр Netflix, доставка суши, аудио подкасты, покупка книг, онлайн йога и т.д. и т.п.. Это разные услуги, но они удовлетворяют одну и ту же потребность.

5 сил портера: пример анализа предприятия 

Чтобы грамотно определить рейтинг для каждой силы, нужно:

  • Ответить на 4 вопроса (левая колонка таблицы). Напротив вопросов стоят по три варианта ответа с определенным числовым значением. Поставьте плюсик напротив правильного.
  • Подсчитайте общее количество баллов (приплюсуйте все баллы по каждому ответу) и сравните их с результатами, предложенными Портером.
  • Сделайте это для каждой из 5 сил.

Разбор силы давления текущих конкурентов: 

В примере показан итоговый балл 8, что попадает в категорию: средний уровень конкуренции внутри отрасли. 

Разбор силы давления клиентов: 

Разбор силы давление новых конкурентов:

Разбор силы давления поставщиков: 

Разбор силы давления товаров-заменителей: 

Как оценить результат? 

Допустим, вы провели анализ 5 конкурентных сил Портера (пример смотрите выше) и установили рейтинг для каждой из них. Это позволило увидеть, насколько сильную и серьезную угрозу они представляют для вашей компании в будущем. Что делать дальше?

Теперь нужно дать краткое описание и определиться с направлениями, в которых следует приложить усилия для минимизации или ликвидации последствий в будущем.

Например, если угрозы со стороны товаров-заменителей не планируется, рационально поддерживать и совершенствовать уникальность текущего товара. А при наличии повышенной опасности со стороны новых игроков, оптимальным вариантом будет производить непрерывный мониторинг предложений конкурентов, чтобы не прозевать этот момент.

Результат оценки примерно должен выглядеть так:

Таким образом, после проведения анализа вы получите четкую стратегию развития на несколько лет вперед по каждой силе Портера. Это позволит минимизировать риски появления убытков и банкротства. Мы неоднократно проводили подобную аналитику для наших клиентов и могу с уверенностью сказать, что она работает.

А вы знаете, в чем еще плюс этой методики? В скорости проведения, да, все можно сделать за несколько часов, если постараться. А все благодаря тому, что изучаются внутренние процессы внутри компании. Вам не нужно досконально внедряться и изучать всех конкурентов.

Для максимально эффективной оценки, рекомендую отвечать на вопросы совместно с командой или руководителем маркетинга. Это позволит исключить субъективный подход к решению проблем.

Многих собственников бизнеса подобные анализы пугают. Да и маркетологи от них не в восторге. Но, как видите, в этом нет ничего страшного. Просто нужно сесть и подумать, реально оценить текущее положение дел в компании, записать данные в таблицу и подсчитать баллы. Далее на основании этого нужно проработать стратегию работы по каждому направлению.

Стратегии успеха, основанные на модели Портера

Смысл проведения анализа – построение эффективной стратегии, основанной на конкурентном преимуществе продукции бренда. Для этого существуют три стратегии, универсальные для любой отрасли и компании.

Управление затратами

Главная задача бизнеса – уменьшить издержки, сохраняя стоимость продукта, характерную для отрасли. Также можно работать в направлении увеличения доли на рынке через снижение цен. Стратегия должна помочь сохранить и увеличить прибыль.

Дифференцирование бренда

Продукция должна иметь выраженные отличия от конкурентов, что увеличит ее востребованность и ценность в глазах аудитории.

Фокусирование

Нужно выбирать небольшие ниши для продвижения. Это снизит конкуренцию, а в дальнейшем поможет расширению бизнеса за счет использования вырученных средств.

Заключение

Методика Портера – важный инструмент в аналитическом маркетинге, позволяющий рассчитывать стратегию развития бизнеса на годы вперед. Использование модели поможет спрогнозировать риски со стороны конкурентов, оценить устойчивость бизнеса на рынке и выбрать оптимальный способ продвижения продукции. 

  • Свежие записи

  • Свежие комментарии

    • Архивы

    • Рубрики

    • Мета