Для владельцев стартапов важно произвести оценку перспективы развития бизнеса (через 5,10 лет и более), оценить возможные риски в перспективе развития проекта.
Для решения поставленной задачи может быть использован метод оценки рисков под названием “5 сил Портера” (Майкл Портер, 1979), заключающийся в оценке возможных неблагоприятных событий, которые могут так или иначе оказать влияние на бизнес в будущем. Главная цель модели – дать бизнесу аналитический инструмент для адаптации к условиям высокой конкуренции.
Анализ проводится в разрезе 5-ти факторов, или так называемых сил. Силы – это внешние элементы, влияющие на развитие бизнеса. В большей степени модель применима к малому бизнесу и стартапам, так как крупные бренды гораздо больше устойчивы к воздействиям внешних факторов.
Это потребители вашего товара (услуги), оказывающие непосредственное влияние на прибыль компании. Потребители формируют соперничество между производителями, предъявляя определенные требования к качеству товара (услуги), уровню обслуживания, ценообразованию.
Эта категория владеет ресурсами, необходимыми для производства товара (предоставления услуги). Они определяют конкуренцию через стоимость сырья (ресурсов и т.п.). Невыгодные условия закупки увеличивают себестоимость продукции, из-за чего растут издержки производства. Поставщики влияют на прибыль организации в случаях, когда ограничены объемы ресурсов и количество самих поставщиков.
Факторы, влияющие на интенсивность конкуренции между уже существующими компаниями, которые работают в отрасли:
Изучение потенциальных конкурентов дает понимание того, что же будет с нишей и вами в том конкретном случае, если они появятся. Хватит ли всем прибыли, хватит ли спроса. Важно понимать, когда нужно перестроиться или ввести инновации.
И вот тут то и выходит на первый план наличие у стартапа Unfair Advantage согласно Lean Canvas. Что у вас изначально есть такого, что будет давать устойчивую фору в конкурентной гонке в будущем?
У людей, как и у компаний, ограниченный бюджет денег и времени. И то и другое люди и компании как-то уже распределили. Чем они должны перестать пользоваться, чтобы переключиться на вас?
Одну и ту же проблему можно решить разными путями, причем из совершенно разных отраслей. К примеру, хороший карантинный вечерний отдых нам может обеспечить просмотр Netflix, доставка суши, аудио подкасты, покупка книг, онлайн йога и т.д. и т.п.. Это разные услуги, но они удовлетворяют одну и ту же потребность.
Чтобы грамотно определить рейтинг для каждой силы, нужно:
В примере показан итоговый балл 8, что попадает в категорию: средний уровень конкуренции внутри отрасли.
Допустим, вы провели анализ 5 конкурентных сил Портера (пример смотрите выше) и установили рейтинг для каждой из них. Это позволило увидеть, насколько сильную и серьезную угрозу они представляют для вашей компании в будущем. Что делать дальше?
Теперь нужно дать краткое описание и определиться с направлениями, в которых следует приложить усилия для минимизации или ликвидации последствий в будущем.
Например, если угрозы со стороны товаров-заменителей не планируется, рационально поддерживать и совершенствовать уникальность текущего товара. А при наличии повышенной опасности со стороны новых игроков, оптимальным вариантом будет производить непрерывный мониторинг предложений конкурентов, чтобы не прозевать этот момент.
Таким образом, после проведения анализа вы получите четкую стратегию развития на несколько лет вперед по каждой силе Портера. Это позволит минимизировать риски появления убытков и банкротства. Мы неоднократно проводили подобную аналитику для наших клиентов и могу с уверенностью сказать, что она работает.
А вы знаете, в чем еще плюс этой методики? В скорости проведения, да, все можно сделать за несколько часов, если постараться. А все благодаря тому, что изучаются внутренние процессы внутри компании. Вам не нужно досконально внедряться и изучать всех конкурентов.
Для максимально эффективной оценки, рекомендую отвечать на вопросы совместно с командой или руководителем маркетинга. Это позволит исключить субъективный подход к решению проблем.
Многих собственников бизнеса подобные анализы пугают. Да и маркетологи от них не в восторге. Но, как видите, в этом нет ничего страшного. Просто нужно сесть и подумать, реально оценить текущее положение дел в компании, записать данные в таблицу и подсчитать баллы. Далее на основании этого нужно проработать стратегию работы по каждому направлению.
Смысл проведения анализа – построение эффективной стратегии, основанной на конкурентном преимуществе продукции бренда. Для этого существуют три стратегии, универсальные для любой отрасли и компании.
Главная задача бизнеса – уменьшить издержки, сохраняя стоимость продукта, характерную для отрасли. Также можно работать в направлении увеличения доли на рынке через снижение цен. Стратегия должна помочь сохранить и увеличить прибыль.
Продукция должна иметь выраженные отличия от конкурентов, что увеличит ее востребованность и ценность в глазах аудитории.
Нужно выбирать небольшие ниши для продвижения. Это снизит конкуренцию, а в дальнейшем поможет расширению бизнеса за счет использования вырученных средств.
Методика Портера – важный инструмент в аналитическом маркетинге, позволяющий рассчитывать стратегию развития бизнеса на годы вперед. Использование модели поможет спрогнозировать риски со стороны конкурентов, оценить устойчивость бизнеса на рынке и выбрать оптимальный способ продвижения продукции.